Проблема или возможность?
В нашей культуре слово "проблема" не любят. Практика показывает, что даже в тех компаниях, где ситуация вышла из-под контроля и причиняет неудобства, несет финансовые потери, менеджмент старается не использовать слова "проблема".
Для этого есть несколько причин.
Первая причина заключается в том, что люди, которые создают сложности, сами не испытывают от этого никаких затруднений.
Поэтому часто мы можем страдать от проблем, которые, как правило сами того не замечая, вызвали другие люди.
Вторая причина в том, что первый импульс, который возникает при столкновении со сложностями, – это желание скрыть или проигнорировать их, сохранить статус-кво. Кажется, что это гораздо проще, чем признать их существование.
Это происходит потому, что культуры правильного подхода к проблемам нет, и тому, кто сообщает о проблеме, зачастую, "не сносить головы", как когда-то гонцу, который принес плохую весть.
Однако с позиции позитивного бизнес-мышления очевидно, что проблему при должном подходе можно превратить в возможность для совершенствования.
Проблема или возможность
В японском TQC популярен термин варуса-каген, который обозначает такое положение вещей, когда проблемы еще нет, но уже нельзя сказать, что всё идет как надо.
Если оставить варуса-каген без внимания, это может стать источником серьезных проблем и неприятных последствий для компании.
Психология среднестатистического человека такова, что никто не хочет соглашаться с тем, что у него есть проблема. Особенно это проявляется в бизнес-среде, где признание наличия проблемы фактически равносильно признанию собственных слабостей.
Однако худшее, что можно сделать – это игнорировать проблемы. Поэтому вместо слова "проблема" введите в употребление фразу "возможность совершенствования", о которой необходимо сообщать руководству. Ведь зачастую именно рядовые сотрудники первыми могут заметить варуса-каген.
Как вовремя выявлять проблемные ситуации
В соответствии с японским подходом кайдзен следует поощрять выявление потенциально проблемных ситуаций, как со стороны рядовых сотрудников, так и менеджеров компании.
Ведь не секрет, что масса возможностей упускается просто потому, что никто не любит неприятностей.
Для того, чтобы рассматривать возможности совершенствования объективно, введите требование о том, что проблему нужно описывать не в качественных, а в количественных терминах. Оперируя цифрами, а не эмоциями, мы получаем объективную возможность подойти к решение возникшей задачи реалистически.
Важно заметить, что большая часть управленческих проблем возникает в компании в межфункциональных областях, поэтому прозрачность процессов, обратная связь и координация с другими подразделениями с точки зрения подхода кайдзен является повседневной работой.
К сожалению, во многих компаниях с традиционным менеджементом, межфункциональные проблемы воспринимаются и улаживаются руководителем или владельцем как конфликты.
Ситуация усложняется тем, что заранее установленные критерии решения отсутствуют, а ревнивая "охрана" топ-менеджерами своих профессиональных "территорий" мешает правильно идентифицировать проблемы и, следовательно, найти пути их решения.
Именно в таких ситуациях профессиональная помощь независимого консультанта со стороны может принести большую пользу.
С уважением,
Публикации по теме:
Смотрите также:
Что происходит в Вашем отделе продаж? | Сбор и анализ внешней информации: зачем и как | Старый… клиент лучше новых двух? |
управление Все статьи Все статьи